Возрастные особенности детей 3-5 лет таковы, что ведущим видом деятельности ребёнка в этом возрасте является игра. Те занятия, которые вы будете проводить с малышом, обязательно должны обыгрываться.
Также важно знать, что ребёнок не сможет выполнить сложные прописи и какие-то сложные задания (которые, может быть, понравятся вам) в силу своих возрастных особенностей.
Общение со взрослым в этом возрасте носит познавательный характер, ребёнку очень важно, чтобы взрослый нёс какую-то информацию. Он является центральной фигурой в жизни ребёнка в этот период.
Ребёнок пытается подражать ему, и малышу очень важно, чтобы взрослый, а особенно близкий взрослый, признавал его. В этом возрасте у ребёнка начинает формироваться самооценка. Сформируется она только к семи годам, а в возрасте 3-5 лет ребёнок ещё не совсем адекватно оценивает себя и свои способности.
Если вы предложите ему какую-то сложную поделку, он может за неё взяться, но не факт, что справится, и вы тогда сформируете у него отрицательное отношение и к обучению и к творчеству. Пока его самооценка формируется, взрослому необходимо её как-то поддерживать и формировать у ребёнка правильное представление о себе, давать ему понять, что он может на самом деле многое, пускай не всё, но очень многое.
Поэтому здесь важно сказать о системе поощрения и наказания. Если мы ребёнка критикуем, в 3-5 лет он очень болезненно относится к любой критике, он воспринимает фразу, например, о плохой поделке, как то, что он и сам плохой, раз он плохо сделал, значит, думает ребёнок, меня не любят.
Поэтому слово в этом возрасте очень ранит. Важно сначала похвалить ребёнка за то, что он сделал, после этого надо сказать в мягкой форме: «Посмотри, видишь, здесь у тебя немного не получилось, давай попробуем сделать так и так, как ты считаешь, так лучше? Давай теперь попробуем вместе». На такую критику малыш отреагирует более спокойно.
Действия ребёнка в этом возрасте носят поисково-ориентировочный характер. Если, на ваш взгляд, ребёнок что-то сделал неправильно, лучше его не критиковать за это, потому что, чем больше он сделает ошибок, тем быстрее он научится какому-то действию, поэтому пусть он ищет пути решения сам.
Старайтесь подсказывать тогда, когда ему помощь действительно необходима. Ребёнок нуждается в уважении и внимании, и взрослый должен обязательно это учитывать в любых видах общения, как на занятиях, так и в повседневной жизни.